4 курс, бакалавр, «Муниципальный менеджмент», д.ф.о. Науч.рук. – Рыбалка А.Т. Донецкий государственный университет управления г. Донецк
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Туристический бизнес развиваясь, приобретает все большее значение для страны и регионов. По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует более 800 млн. человек. Расходы туристов без авиаперевозок до 2020 г. будут составлять 5 трлн. долларов США. Более чем в 40 странах мира туризм является основным источником поступлений национального бюджета[3]. Для Донецкой области туризм также может стать существенным источником наполнения бюджета, при этом помогая развиваться таким секторам как: транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров широкого потребления, также обеспечивая большое количество трудовых мест. Особого развития туристического бизнеса требует приближающееся событие Евро – 2012. Донбасс – один из перспективных туристских регионов страны, благодаря уникальным природно-климатическим условиям, а также историко-культурным и национально этнографическим ресурсам. Своеобразие туристской деятельности в Донбассе заключается в уникальности ландшафта данного региона, его достаточно выгодном экономико-географическом положении, наличии Азовского моря, развитой сети транспортных путей, которые связывают Донбасс с морскими портами, близость к удобным водным артериям Днепра и Дона, к большим промышленным районам и центрам, к важным сырьевым районам промышленного Приднепровья, которое должно способствовать привлечению к региону большого количества туристов и повышению эффективности данной отрасли экономики. Для достойного принятие туристов и представление Донбасса, необходимо улучшить туристические возможности, имея, при этом, огромный природно-рекреационный и историко-культурный потенциал: ботанические естественные заповедники: Хомутовская степь, Каменные могилы и др.; ландшафты Белосарайской косы; степное лесоразведение — Великоанадольский лес; геологические достопримечательности природы: Дружковские окаменелые деревья (Константиновский район), меловые Святые Горы, на которых сохранились редкие растения давности; археологические достопримечательности, курганы, городища, каменные бабы, места, связанные с легендарным украинским казачеством на берегу Азовского моря и в междуречье Сиверского Донца; достопримечательности древности Саур—Могила; религиозный туризм – Святогорская Лавра; футбольный стадион «Донбасс Арена», 4,1 тысячи памятников истории и культуры, 24 музея, 5 театров, цирк, более тысячи библиотек, 17 парков культуры и отдыха, 93 стадиона, 1,5 тысячи спортивных залов, 116 теннисных кортов, 50 плавательных бассейнов и другие учреждения культуры и спорта; существуют предпосылки для развития специальных видов туризма – сельского, детского и молодежного, экологического, охотничьего, спортивного, спелеотуризма; огромные возможности для развития промышленного туризма. Широко известен в нашей стране и за рубежом Артемовский завод шампанских вин, создается музей истории промышленности под открытым небом[7]. По данным Государственной туристической администрации Украины по количеству санитарно-курортных и оздоровительных учреждений Донецкая область занимает второе место после АР Крым; по числу туристов – шестое место (после г. Киева, Ивано-Франковском области, АР Крым, Севастополя и Херсонской области); по количеству туристических субъектов – седьмое место (уступая г. Киеву, АР Крым, Одесской области, г. Севастополю, Днепропетровской и Львовской областям)[5]. Из выше сказанного можно сделать вывод, что Донецкая область имеет огромные возможности для осуществления туризма, но это направление у нас достаточно молодое, нуждающееся в развитии и существенных инвестиций, которые смогли бы сформировать туристическое предложение на должном уровне. Существует ряд проблем, которые сдерживают развитию туризма в Донецкой области: Недостаточный уровень развитости непосредственно сети и объектов туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. На начало 2010 года Донецкая область располагала 79 предприятиями гостиничного типа, из которых 56 гостиниц, два мотеля, два гостинично-офисных центра, 12 общежитий для приезжих и семь предприятий других типов. Необходимую для присвоения "звездных" категорий сертификацию прошли 20 гостиничных предприятий региона. Из них восьми присвоена одна звезда, двум гостиницам - две, восьми - три, и лишь по одной гостинице имеют четыре и пять звезд[4]. Если бы не Евро-2012, такое динамичное развитие отельного бизнеса в Донецке вряд ли можно было представить. Как и то, что этот вид услуг будет иметь столь мощную поддержку правительства, которое выдаст льготы, направленные на стимулирующее строительство новых "звездных" гостиниц. Недостаточное количество специалистов в этой отросли. Решение этой проблемы предусматривает создание учебных заведений, или открытие соответствующие специальностей, курсов в системе государственного и негосударственного образования. Важным является налаживание международного сотрудничества для повышения квалификации работников. Отсутствие эффективной информационно-рекламной и маркетинговой системы по проведение туристического продукта на мировой рынок, которая бы давала ощутимые результаты. Проблемы возникают в первую очередь с рекламой курортов. Проблема в недостаточном финансировании. Поэтому абсолютно понятно, что за рубежом очень трудно получить информацию о туристических услугах, которые предоставляются. Например, Великобритания тратит на эти цели 80 млн. фунтов стерлингов. На первый взгляд, кажется, что это деньги, потраченные впустую. Но, как было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приносит доход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Решением может стать расширенный выпуск современной рекламной продукции, качественного информационно-справочного материала (газет, журналов, справочников, путеводителей, карт, картосхем, и т.д.), телевизионных и радиопередач, необходимо проводить научно-практические конференции, семинары, выставки. Это будет способствовать поиску отечественных инвесторов, обеспечит информированность зарубежных инвесторов о региональных инвестиционных проектах. Слабая заинтересованность внутренними туристическими программами туроператоров. Туризм - это в первую очередь бизнес, и без заинтересованности со стороны туроператоров все усилия на развитие внутреннего туризма будут малоэффективны. На сегодняшний день в Донецкой области работает 248 туристических компаний (эта цифра примерно равна количеству туристических фирм в 5 областях на Западе Украины). Из всего их количества в этом году на прием и привлечение гостей в Донецкую область работает только 15-20 туроператоров, и от силы 3 компании помогают позиционировать регион в Украине и за ее пределами. Однако, как показывает статистика, за последние два года турфирмы стали гораздо больше интересоваться внутренними туристическими программами и предлагать их своим клиентам[7]. Неэффективное и небрежное отношение к природно-рекреационным и историко-культурным ценностям. Решением может стать: инвентаризация природных ресурсов туристически-рекреационного назначения, их паспортизация и создание их, регионального реестра; установление дифференцированных норм туристической нагрузки на рекреационные территории и внедрения экологической платы за их использование. Недостаточное привлечение инвестиций. Государству необходимо содействовать в поиске инвесторов для модернизации и развития инфраструктуры для улучшения доступности туристически-рекреационных территорий. Проанализировав ситуацию туристической отрасли Донбасса, мы видим, что при наличии огромного природно-рекреационного и историко-культурного потенциала существует ряд проблем, которые сдерживают развитие этого направления. Построение единой туристической инфраструктуры на территории Донбасса будет способствовать: качественному отдыху приезжающим и постоянным жителям, притоку инвестиций, наполнению бюджета, созданию дополнительных рабочих мест, расширению внутреннего и внешнего рынка туризма, сохранению и улучшению состояния природно-рекреационных и историко-культурных ценностей. Список использованной литературы: 1. Euro Видение Донбасса – 2012 // Меркурий №5, август 2010. 2. Дядечко Л.П. Економіка туристичного бізнесу: Навч. посіб. – К.: Центр навчальної літератури, 2007. – 224с. 3. Зинченко В. Организация и перспективы развития туризма в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referat.ru 4. На пути к Евро-2012. В Донецкой области пересчитали количество гостиниц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ura.dn.ua/ 5. Развитие туризма в Донецкой области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://region.dn.ua 6. Титова Е. Развитие туристического бизнеса в Донецком регионе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf-cv.at.ua 7. Туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.info.dn.ua/tourism 8. Чудеса Донбасса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novosti.dn.ua
Добрый день!!! Спасибо,полезная информация...так же от себя хочу порекомендовать обращаться в газету"Все про бухгалтерський облік". Ссылка на нее http://www.vobu.com.ua/. Для тех кто решится открыть свое дело!!!