Ковтун Алина. Рефинансирование коммерческих банков Украины - Форум
Неділя, 11.12.2016, 00:16
Приветствую Вас Гість | Регистрация | Вход

Всеукраїнська студентська інтернет-конференція

Меню сайта
Форма входу
Друзі сайту
Статистика

Ковтун Алина. Рефинансирование коммерческих банков Украины - Форум

[ Нові повідомлення · Учасники · Правила форуму · Пошук · RSS ]
Сторінка 1 з 11
Форум » Матеріали конференції 21-22.05.2009 » Теорія та практика фінансової діяльності банківських установ в Україні. » Ковтун Алина. Рефинансирование коммерческих банков Украины
Ковтун Алина. Рефинансирование коммерческих банков Украины
conf-cvДата: Середа, 20.05.2009, 09:53 | Повідомлення # 1
Admin
Група: Адміністратори
Повідомлень: 1656
Нагороди: 5
Репутація: 8
Статус: Offline
Ковтун Алина
Науч. рук. – Капыльцова В.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
г. Донецк

Рефинансирование коммерческих банков Украины

Мировой финансовый и экономический кризис обусловил возникновение острых проблем в функционировании банковской системы Украины. С одной стороны, у банков, безусловно, есть обязательства относительно депозитов перед украинскими физическими и юридическими лицами, а также финансовые обязательства (кредиты и облигационные ссуды) перед иностранными, преимущественно финансовыми учреждениями. С другой стороны, у них есть кредитные портфели, которые по состоянию на конец января 2009 года состоят из кредитов юридическим лицам – 436,77 млрд. грн. и физическим лицам – 275,69 млрд. грн. [1] Главная проблема банков в этой ситуации заключается в том, что свои обязательства они должны выполнять своевременно, иначе их могут объявить банкротами. Резкое падение курса гривни к иностранным валютам привело к тому, что большинство заемщиков – как физических, так и юридических лиц, особенно тех, которые получили кредиты в иностранной валюте, – своевременно рассчитываться по своим обязательствам не могут. Ситуацию ещё более обострила паника среди юридических и физических лиц относительно возврата своих денежных средств и конвертирования их в иностранную валюту.
Для разрешения этой проблемы, на наш взгляд, необходимо одновременно решить три основные задачи: улучшить ситуацию с обеспечением банков денежной ликвидностью; уменьшить объем проблемных кредитов, особенно тех, которые были получены под залог жилья; улучшить финансовую стабильность банков и восстановить доверие к ним со стороны физических и юридических лиц.
Для этого Национальный банк должен кардинально изменить свою идеологию рефинансирования. Правительству и центральному банку следует исходить из того, что в рефинансировании банков нуждаются физические лица. Для этого центральному банку целесообразно предоставить коммерческим банкам целевое более дешевое (не выше 5–7% годовых) долгосрочное (до 10 лет) рефинансирование, а они, в свою очередь, обязаны выдать на соответствующий срок кредиты физическим лицам с маржой не более 1,5–2%, с учетом всех комиссионных, которые предоставили в залог недвижимость. Размер таких кредитов должен быть достаточным, как правило, для двухгодичного платежа – как для оплаты процентов, так и выплаты основной суммы долга. Такие кредиты не уменьшают реальную задолженность заемщиков, но и не являются «петлей», которая только оттягивает объявление ими своей неплатежеспособности. Если речь идет о кредитах в иностранной валюте, то физические лица должны иметь возможность приобрести её в банке и погасить свои обязательства за указанные два года. Национальный банк в рамках такого рефинансирования должен продать банкам безналичную иностранную валюту по официальному курсу, а банки по этому же курсу продать ее соответствующим физическим лицам. Причём для осуществления таких операций купли-продажи иностранной валюты отсутствует потребность в наличной валюте.
При таком варианте решения проблемы на протяжении следующих двух лет, физические лица – заемщики будут обслуживать лишь эти свои обязательства в гривне. Понятно, что объем обязательств существенно сократится, и они будут доступными для выполнения заемщиками.
Для снижения нагрузки на золотовалютные резервы и обеспечения целевого использования средств этого рефинансирования Национальный банк Украины должен обязать банки, которые его получат, осуществить несколько конкретных шагов.
Во-первых, комбанки должны предложить физическим лицам – заемщикам заключить соглашения, которые будут предусматривать снижение на эти два года процентной ставки по кредитам в иностранной валюте до 10% годовых, в гривне – до 12% (незначительная часть кредитов под залог недвижимости была выдана банками в гривне) и рассрочку нынешней задолженности сроком до 20 лет. Во-вторых, рефинансирование будет осуществляться через субкорсчета банков в Национальном банке Украины, средства с которых можно будет использовать лишь в корреспонденции с операциями, а они будут проводиться в пределах такого целевого рефинансирования. В-третьих, все банки, которые получат целевое рефинансирование задолженности физических лиц, номинированной в иностранной валюте, должны открыть в Национальном банке корсчета в валютах этих кредитов. В этом случае вся приобретенная в Центробанке иностранная валюта останется фактически у него. В-четвертых, дополнительным обеспечением центрального банка из выданного банкам целевого рефинансирования должны стать ежемесячные платежи, которые те будут получать от физических лиц. В-пятых, банки ежемесячно в пределах своих обязательств по целевому рефинансированию должны возвращать соответствующую сумму Центробанку через открытые субкорсчета. В-шестых, всю иностранную валюту на корсчетах в Национальном банке Украины банки должны использовать только для выполнения своих обязательств в иностранной валюте.
И, наконец, банки, получив оплату по этим кредитам, должны весь процентный доход направить на формирование резервов по кредитным операциям (в связи с чем правительство совместно с Национальным банком Украины должны подготовить соответствующие изменения в законодательстве). Кроме того, Национальный банк Украины должен совместно с коммерческими банками провести переговоры со всеми иностранными кредиторами, чтобы те предоставили отсрочку не менее 3–5 лет по обязательствам, срок погашения которых наступает в 2009–2010 годах.
Таким образом, на наш взгляд, совместные усилия правительства и Национального банка Украины позволяют запустить механизм стимулирования платежеспособного спроса, сформировать систему кредитоспособных заемщиков, восстановить эффективное функционирование и развитие финансово-кредитных отношений.

Список использованных источников:
1. Кушнирук Б. Банковская система в Украине: плохо, но не катастрофично [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (271 562 байт) // Рефинансирование и правила обращение с ним. – [Цит. 2009, 11 марта]. – Режим доступа: <http://economics.unian.net/rus/detail/6838>.
2. Рефинансирование коммерческих банков [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (191 507 байт) – Режим доступа: <http://www.bibliotekar.ru/finance-3/40.htm>.
 
Форум » Матеріали конференції 21-22.05.2009 » Теорія та практика фінансової діяльності банківських установ в Україні. » Ковтун Алина. Рефинансирование коммерческих банков Украины
Сторінка 1 з 11
Пошук: